Экономика - Архангельской области

Прогнозы на футбол


 

В тундре НАО пересчитали всё живое

рынки

На просторах округа завершился государственный учет численности объектов животного мира.  В этом году общая площадь исследуемой территории составила 7,8 млн гектаров, а суммарная протяжённость 126 учётных маршрутов - 1260 км.
Исследования проводились сотрудниками Департамента природных ресурсов, экологии и АПК НАО и подведомственным департаменту учреждение «Центр природопользования и охраны окружающей среды» в общедоступных охотничьих угодьях Ненецкого округа.
Как и в прошлые годы, исследования проводились методом зимнего маршрутного учета. Участники рейда подсчитывали следы различных зверей, среди которых песец, лиса, волк, росомаха, горностай, ласка, куница, белка, лось и заяц-беляк. Также велся визуальный подсчет птиц боровой дичи – глухаря, тетерева, рябчиков и белой куропатки, сообщает портал государственных органов НАО.
С января по февраль текущего года участники рейда на снегоходах обследовали разные точки региона: от реки Несь на западе до реки Адзьва на востоке.
В настоящее время профильным департаментом проводится работа по обработке полученных сведений, результаты которой будут направлены в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. На основе полученных данных будет рассчитываться лимит добычи лосей на следующий сезон охоты 2019-2020 годов.

 

У мельничной речки

финансы

Как белые грибы и северные традиции помогают развивать семейный бизнес.  Деревня Наезжая Пашня расположилась на правом берегу Северной Двины, в Красноборском районе. Остался в ней всего один дом, старинный, трёхсотлетний. Кругом – сосновые боры, белый мох, озера, лесная речка Ёргус с чистейшим родником, Шиловский заказник, богатый грибами и ягодами. Говорят, там даже обитает самое южное стадо северных оленей.
Вот этот дом в Наезжей Пашне и достался семье Кирилла Хабарова по наследству от прадеда. На семейном совете решили дом отреставрировать и принимать в нём гостей.
– Кирилл, расскажите, пожалуйста, что получилось из вашей затеи?– В доме мы сделали ремонт, убрали русскую печь, в одной комнате поставили экокамин, в другой – электрокамин, чтобы тепло было, и чтобы городской человек смог легко всем этим пользоваться – это ведь не русскую печку топить. Рядом с домом открыли производственное помещение для переработки грибов и ягод. Гости приезжают, отдыхают, заодно ягод насобирать могут или грибов насушить. Дом так и называется – «Усадьба белого гриба». А ещё у нас растёт иван-чай, и мы учим, как его правильно заготавливать, чтобы вкусно получилось, специальные сушилки поставили.
– Сколько времени на это ушло?– Начали мы почти четыре года назад – приехали в этот дом, посмотрели, немножко прибрались, потом я в армию ушёл, через год вернулся, и с отцом доделали всё. Провели воду и устроили деревенский быт, так сказать, с городскими условиями, с удобным туалетом. Вот только бани пока нет, но баней мы занимаемся. А ещё рядом строим второй домик, весной 2019 года планируем его отделать и тоже открыть.
– То есть вы хотите воспроизвести ту, старинную  деревню?– Несколько домов поставить, чтобы хотя бы примерно было, как во времена прадеда. Наезжая Пашня, а по‑народному называется Ярыгино, и тогда была небольшая, но с мельничной речкой – она у нас под угором течёт. У прадеда на речке стояли три мельницы, там он и работал. Сейчас от мельницы остался один остов. И плотина бобров стоит.
– Мельницу тоже намереваетесь восстановить?– Ну, это в далёких планах, сначала построим дома, чтобы приехали туристы. Просто так декорации к чему выстраивать…
– Первые гости уже были?– Этим летом, да. Зимой дом для гостей не работает, потому что водопровод у нас пока только в «летнем варианте». Кроме того, зимой и дорогу чистить надо. И осенью гости приезжали – за грибами ходили, чай заготавливали, да всё делали. Из Москвы люди приезжали за грибами. Из Архангельска – просто насладиться природой и на экскурсию.
– Значит, вы ещё и экскурсии проводите? А какие?– Рядом с Ярыгино – деревня Белая Слуда, туда как раз и переехал народ во время коллективизации. И вот в Белой Слуде очень красивый белокаменный храм Владимирской Богоматери. А в Цивозере – маленькая деревянная колокольня церкви Флора и Лавра XVII века. И ещё в Уфтюге деревянная шатровая церковь Дмитрия Солунского высотой сорок пять метров. Мы своих гостей туда привозим, а уж экскурсии для них проводят специально подготовленные люди на местах.
– И много ли гостей приехало за лето?– У нас особого стимула не было в этом году, чтобы позвать как можно больше людей. Скорее, мы хотели просто попробовать. Да и вода появилась ближе к осени. Мы же всё делаем своими руками, никаких бригад и миллионов рублей у нас нет, чтобы строить что‑то масштабное.
– Кто‑то вам помогает? Или вы кредит, например, брали?– Кредит брали – на закупку оборудования в дом и на постройку помещения. Ещё Корпорация развития Архангельской области поддерживает, рекламу дают, советы по продвижению, рассказывают, как правильно вести бизнес. Куратор Лариса Селезенева душой болеет, помогает. А вообще, мы всё делаем вдвоём с папой, поэтому небыстро. У нас семейный бизнес. И не только туризм, я занимаюсь переработкой дикоросов. Маме тоже предлагают филиал открыть по переработке чая. У нас есть кирпичное здание, в планах – запустить его как завод по переработке, но нужны большие вложения.
– А как до вас добраться, Кирилл?– Деревня от Котласа в семидесяти километрах. Если из Красноборска попадать, надо сначала на паром, а потом уже к нам. А дорога – хорошая, гравийная, я езжу на обычной маленькой машинке.
Лариса Селезенева, куратор проекта со стороны Корпорации развития Архангельской области:
– Кирилл Хабаров – молодой, современный предприниматель. Он видит изменения на рынке, чувствует, когда нужно меняться, много учится, проходит образовательные программы. Так, недавно вернулся со всероссийского молодёжного экономического конгресса в Нижнем Новгороде. Уникальность его проекта заключается в том, что он развивает бренд «Усадьба белого гриба». Интересна и идея сельского гостеприимства, когда туристы могут не только отдохнуть, но и заготовить дары леса. У проекта уже появились партнёры. Местная художница Красноборского района Татьяна Смирнова готова провести в усадьбе мастер-классы по живописи для творческих людей.

 

Франчайзинг в глубинке

рынки

Можно ли открыть успешный бизнес в маленьком городе, и как полёты на парапланах помогают достигать новых высот.  Россия находится в числе лидеров по динамике роста стартапов, открывшихся по франшизе. Неофициальная статистика гласит, что бизнес по франшизе пополняет российский ВВП на 1–3 процента. К примеру, в США этот показатель достигает 10 процентов. Для российских регионов франчайзинг как модель ведения бизнеса сегодня уже не только эффективный инструмент, позволяющий активно развить отдельные отрасли экономики.
В малых городах такой бизнес развивает территорию в целом. И именно в малых городах, по оценкам экспертов, сегодня скрыт серьёзный потенциал для роста рынка российского франчайзинга. Главные аргументы – это низкая конкуренция и хороший платёжеспособный спрос.
Эту стратегию развития собственной сети выбрала для себя компания «Додо Пицца». В 2016 году в Архангельской области, на юге региона – в городе Вельске – по франшизе открылась первая пиццерия. Таким образом, Вельск стал первым малым городом России (до 50 тысяч человек), где была реализована франшиза.
И как показала практика, продажи пиццерии в целом превысили показатели аналогичных заведений во многих крупных городах России. Тогда проект поддержали губернатор Архангельской области Игорь Орлов и Корпорация развития региона.
И вот новый проект: в 2018 году кафе семейного отдыха этого бренда появилось в Котласе и в Коряжме. Инициатор проекта – опытный предприниматель Владимир Узбеков.
– Владимир, расскажите, как ваш опыт предпринимательства привёл вас в итоге к франшизе «Додо Пиццы»?– Самый первый бизнес в жизни у меня был лесной: у меня было лесоперерабатывающее предприятие. Затем в 2008 году я перешёл в строительство и начал создавать небольшие дома. Потом, после кризиса 2013–2014 годов, строительство стало затухать, и я начал искать новую сферу для бизнеса. Я прочёл книгу Максима Котина «И ботаники делают бизнес», в которой рассказана удивительная история основателя «Додо Пиццы» – сыктывкарского предпринимателя Фёдора Овчинникова. Его опыт вдохновил меня. Я посмотрел отзывы ребят о франшизе «Додо Пиццы», которая находилась в Сыктывкаре, и поехал туда.
– Вас не пугала такая резкая смена деятельности: из лесного бизнеса в строительство, а затем вообще – в общепит? Что помогает вам адаптироваться к специфике бизнеса?– Мне интересно всё новое. Я, например, помимо бизнеса занимаюсь полётами на парапланах, у меня свой клуб. Что касается франшизы «Додо Пиццы», то я довольно долго к этому готовился: почти полгода я много читал и путешествовал – ездил в Вельск, в Вологду, в Сыктывкар, где работает франшиза.
– С какими трудностями сталкивается предприниматель, покупая франшизу?– Франшизы делятся на разные классы. Бывает, что ты просто приобретаешь проект и занимаешься им самостоятельно. У «Додо Пиццы» другая концепция. Мне понравилась она тем, что они ведут тебя на протяжении всей твоей деятельности. Очень серьёзно развита система обучения: наши работники проходят бесплатное обучение в учебном центре управляющей компании в Сыктывкаре.
Есть своя система контроля – так называемый «Додо-controlling». Качество продукции постоянно контролируют «тайные покупатели»: это люди из числа наших клиентов, которые выполняют роли своеобразных экзаменаторов, покупая у нас пиццу. Мы не знаем, кто они. Они заказывают пиццу, делают фотографии, отправляют материалы в головной офис, и нам каждую неделю выставляют баллы.
Кроме того, каждую субботу и воскресенье у нас проходят бесплатные мастер-классы. Любой желающий может к нам прийти, приготовить пиццу своими руками, посмотреть, как у нас всё устроено. Мы рассказываем, как мы поддерживаем чистоту, как мы подходим к изготовлению пиццы, хранению продуктов.
Также управляющая компания помогает с рекламой, продуктами, оборудованием.
Именно поэтому, взвесив все «за» и «против», я решил, что выберу именно эту компанию, которая очень стремительно развивается и у которой, я считаю, большое будущее. И самое главное – она делает действительно вкусный и классный продукт.
– Насколько сложно соответствовать стандартам компании? Ведь «Додо Пицца» известна ещё и своими открытыми кухнями с веб-камерами.– Да, мы работаем всё время под камерами, ребята это знают с самого начала. Сложно, на самом деле, не было. Если тебе близок дух «Додо», если ты один из Додо-people, то для тебя в этом ничего сложного нет. Я доверяю опыту и знаниям коллег из управляющей компании, поэтому следую всем их рекомендациям. Поэтому сложного нет ничего вообще. Трудно было лишь решиться, сделать первый шаг.
– Какие перспективы развития франшизы?– Сейчас в Котласе у нас работает доставка, и мы собираемся открывать семейное кафе. Семейное кафе станет первой площадкой. Это будет безалкогольное кафе, адаптированное, в том числе под потребности людей с ограниченными возможностями: широкие двери, специальная сантехника, пеленальные столики, детская комната. Всё сделано так, чтобы людям, в том числе и маломобильным гражданам, было удобно. Внутренний климат подстроен под людей таким образом, чтобы им было комфортно, вкусно и интересно. Аналогичное кафе появится и в Коряжме. Кроме того, мы нацелились на развитие бизнеса по франшизе в Великом Устюге. У нас в регионе остался не занят только Новодвинск, но от него до Котласа – 600 километров.
– Как открытие кафе скажется на развитии бизнеса?– В связи с открытием зала я прогнозирую увеличение прибыли от 50 до 100 процентов. Дело в том, что сегодня не все люди могут позволить себе купить целую пиццу, или им это просто не нужно. А доставить на дом мы можем только целые, начиная от средних. Но иногда человеку достаточно съесть один кусочек, выпить кофе, и пока зал не открыт, он не может этого сделать. Когда зал откроется, люди смогут приходить к нам на завтраки, на ужины. Думаю, это будет работать, привлечёт дополнительный поток гостей. У нас есть такая опция – пицца кусочками. Так наши гости смогут познакомиться с нашей продукцией и получить удовольствие, находясь в красивом интерьере.
Мы планируем проводить различные тематические мероприятия – дни пиццы. Это будет работать как дополнительная реклама. Люди, даже просто проходя мимо, будут обращать внимание на яркие вывески.
– Как, по вашим оценкам, жители Котласа встретили открытие «Додо Пиццы» у себя в городе?– Выручка у нас растёт достаточно плавно, но, думаю, нам поможет федеральная рекламная кампания, которая запускается с начала 2019 года.
Самые популярные франшизы в России:
1. 1C2. «Додо Пицца»3. «Гемотест»4. «Бегемот»5. «Чебаркульская птица»6. «220 вольт»7. «Сибирская заправка»8. Автосервис «Вилгуд»9. «Хеликс»10. «Национальный кредит»
по данным РБК, 2017 год